Источник: НК-ТВ
В образовательном центре «Сирниус» прошла встреча Владимира Путина с талантливыми школьниками России. Среди детей, которые смогли пообщаться с Президентом оказалась девочка из Междуреченска. И вопрос был у школьницы, не об угольной отрасли, не о металлургии, чем обычно отличаются наши журналисты, а совсем о другом. Цитируем сайт Кремля.
— Добрый день, Владимир Владимирович! Меня зовут Пшеничко Оксана, я из Кемеровской области, из города Междуреченска.
Вопрос у меня серьезный и связан с образованием. В школе, кроме учебы, я занимаюсь проектной деятельностью, принимаю участие в турнирах юных физиков. Продуктом нашей деятельности является глобальное исследование физических явлений, в которых есть как теоретическая составляющая, так и, что немаловажно, практическая. Однако преподавание физики в школе в целом иначе производится, и, к сожалению, это именно так: учеба вся направлена на ЕГЭ.
В.Путин: Иначе, чем что?
О.Пшеничко: Иначе, чем занятия нашими турнирами, нашими исследованиями. Вся учеба заточена под ЕГЭ, и почти все время уходит на то, чтобы заучивать какие-то формулировки и решать стандартные задачи просто потому, что это спрашивается на экзамене. Однако дети перестают понимать, почему этот мир выглядит именно таким, каким мы его видим, и что же вообще вокруг нас происходит. И что немаловажно, теряется интерес к физике. Как нужно менять систему образования и преподавания физики в целом, чтобы интерес к естественнонаучным предметам не пропадал у детей, а только появлялся, ведь это также сказывается на состоянии государства в целом? И вообще, реально ли провести какие-то глобальные изменения в наше время?
Спасибо.
В.Путин: Глобальные изменения происходят всегда, просто с разной скоростью. В средние века была одна скорость изменения, в XX веке другая, в наше время эта скорость значительно увеличена, и связано это с накоплением знаний. Чем больше знаний у человечества, тем быстрее изменения. Кроме этого, конечно, есть такой феномен, как накопление. Накопление, а потом – скачок. Так что мы на пороге этого скачка, похоже, находимся и, конечно, физика очень нужна, а это значит, что нужно вносить изменения и в систему преподавания. Я сейчас не отвечу Вам, что конкретно нужно сделать, и как нужно изменить преподавание отдельных предметов, в том числе по физике, скажем, по математике, это дело все-таки специалистов. Я не могу подменять собой мнение экспертов, это было бы неправильно и, как модно говорить, контрпродуктивно, даже вредно, поэтому дело, конечно, прежде всего специалистов.
Но у нас есть очень хорошие примеры современного преподавания естественных наук. Скажем, лауреат Нобелевской премии Жорес Алферов у себя в вузе просто прекрасно школу и вуз совместил вместе, я бывал у него, это производит впечатление. Молодые люди там уже и защищаются, и кандидаты, и доктора. Все это в едином комплексе делается. Так что хорошие примеры есть, и не только здесь, но и, скажем, в Московском университете, членом попечительского совета которого я являюсь. Поэтому у нас есть хорошие примеры.
Что касается ЕГЭ, о котором Вы сказали, начетничество, которое с этим связано, это плохо, потому что ЕГЭ не задумывалась как система начетничества. И если готовят именно таким образом, то, конечно, здесь точно совершенно много нужно поменять. Но хочу обратить внимание на то, что все-таки ЕГЭ не напрямую связано с формальным отношением к предмету.
Скажем, у нас проводится большое количество олимпиад, и победители олимпиад поступают в вузы определенным образом, напрямую без всякого ЕГЭ могут поступить. Что интересно, в этом году, закончился год, у нас 300 баллов по ЕГЭ набрал уже 21 человек. Специалисты до этого говорили, что это невозможно. Но это оказалось возможно, причем для 21 человека. Некоторым из них предложили не сдавать ЕГЭ, но они все равно пошли и сдали. Это говорит о том, что ЕГЭ сам по себе не несет такого негатива, о котором все говорят. Но проблемы есть, и нужно, Вы сами об этом сказали, и нужно от них избавляться.
Есть и плюсы в ЕГЭ. Вы знаете, в крупнейшие, ведущие вузы страны до того, как ЕГЭ был введен и заработал в полном объеме, ребята с периферии попадали в небольшом количестве, это было всего 10–15 процентов. Сейчас у нас свыше 60 процентов в ведущих вузах страны учатся и поступают ребята с периферии, не из Москвы и не из Петербурга. Это существенным образом расширило географию и возможности для талантливых, одаренных ребят со всей территории Российской Федерации, а не создаются преференции только для тех, кто проживает в Москве и Петербурге. И это безусловный плюс ЕГЭ. Но совершенствовать его, конечно, нужно.
новости
новость