Их называют «дома-колбасы»: длинные, вытянутые одноэтажные строения верой и правдой служили прокопчанам начиная с 1930-х годов. Они расположились в Центре города по проспекту Шахтеров, на улицах Никитская и Клиническая, несколько домов по улице Кирова дали начало поселку Березовая Роща.
На современный манер их можно назвать танхаусами. Это единое строение со множеством отдельных входов. Эти необычные постройки придумал и воплотил свою идею в жизнь голландский архитектор Йоханнес ванн Лохем.
В Россию он приехал весной 1926 г. Себальд Рутгерс – руководитель колонии иностранных рабочих АИК «Кузбасс». АИК «Кузбасс» в это время управляла Прокопьевским рудником. Его проекты были экономичны и учитывали местные традиции. Облегченные стены с засыпными утеплителями («кладка Герарда»), двойные рамы, совмещенные невентилируемые кровли – все эти решения сокращали расходы на строительство, но в тоже время позволяли предотвратить потери тепла. Проект строительства домов в Прокопьевске был утвержден в 1927 году, а строительство началось позднее – в начале 1930-х гг. Дома предназначались для рабочих шахты «Коксовая-1». Для каждой семьи предусматривался отдельный вход, небольшой участок земли для устройства цветника. Нужно ответить, что архитектору нравилось строить социальное жильё. У себя на родине, до приезда в Кузбасс, ванн Лохем построил три квартала для рабочих и их семей.
Подобные дома встречаются и в кемеровской Красной горке.
Спустя практически век «дома-колбаски» признаны непригодными для проживания. Сейчас их разбирают и сносят. Как сообщили в городской администрации, пока планов по дальнейшему использованию этой территории нет.
новости
новость