За девять месяцев 2022 года от жителей Кемеровской области в Банк России поступило 144 обращения, связанных с киберпреступлениями. Это на 21% меньше, чем за такой же период прошлого года.

В 61 случае кузбассовцы заявили о фактах применения социальной инженерии — психологическом воздействии с целью получения персональных данных человека. В 44 жалобах оспаривался факт заключения договора с банком, а также говорилось о списании денег третьими лицами. Остальные 39 случаев касались киберпреступлений, когда на кузбассовцев обманным путем оформляли займы в микрофинансовых организациях.

Преступники используют разные схемы. Они быстро адаптируют сценарии к текущей повестке и ловко запугивают собеседника, лишая его возможности мыслить критически. Узнать о наиболее распространенных схемах можно в разделе «Противодействие мошенническим практикам» на сайте Банка России, — объяснил Сергей Драница, управляющий Отделением Банка России по Кемеровской области.

Он напомнил, что клиенты банков могут установить полный или частичный запрет на онлайн-операции. В этом случае мошенникам не удастся оформить онлайн-кредит или похитить деньги, даже если они получат доступ к онлайн-банкингу человека. Самозапрет можно установить на онлайн-кредитование или, например, на перевод денег сверх определенного лимита. Заявление подается в банк, где обслуживается клиент.

Если вам звонят и говорят о деньгах, применяя психологические манипуляции, узнают данные о счетах и картах — прекратите разговор. Если деньги вы потеряли, то обращайтесь в полицию.